Власти планируют реформировать досудебное рассмотрение жалоб налоговиками

Правительство намерено серьезно усовершенствовать процедуру досудебного обжалования бизнесом актов и действий налоговых органов у их вышестоящих коллег, сделав ее состязательной и открытой. Минфин и ФНС подготовят соответствующие поправки в Налоговый кодекс (НК) к 2027 г. Это следует из дорожной карты по направлению «Регистрация бизнеса и налогообложение» – она включена в Национальную модель ведения бизнеса до 2030 г. 

Обжалование будет проходить по усовершенствованным стандартам, которые при этом планируется применять только в случае подачи специального заявления налогоплательщиком. Новый подход предполагает, что заявитель сможет очно присутствовать при рассмотрении своей жалобы, а решение по ней будет опубликовано в полном объеме на сайте ФНС. Концепция поправок в НК должна обсуждаться с предпринимательским сообществом и заинтересованными министерствами, следует из материалов.

Кроме того, разрешать спор будет коллегия налоговых арбитров, состоящая из работников службы, следует из документа. При этом власти планируют заранее оценить их будущую нагрузку, чтобы сформировать «фильтры для категорий жалоб, которые могут рассматриваться в соответствии с новым порядком». Среди них, например, могут быть высокая госпошлина, сумма спора, категория налогоплательщика.

Генеральный директор национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев отмечает следующее:

  • Существующая процедура часто воспринимается бизнесом как «аффилированная»: рассмотрение жалобы тем же ведомством, решение которого обжалуется (пусть и вышестоящим органом), создает фундаментальный конфликт интересов и подрывает доверие к объективности процесса. Кроме того, существующая процедура – письменная и несостязательная: налогоплательщик не может непосредственно участвовать в процессе, задавать вопросы, как в суде. Ее основная функция зачастую сводится к «бумажной формальности» и отмене только вопиющих ошибок, а не к реальному разрешению спора. 
  • На уровне региональных управлений редко удовлетворяются жалобы – обычно это происходит не более чем в двух случаях из 10 и то лишь частично. Сейчас у налогоплательщиков больше надежд на ФНС.
  • Предлагаемые меры – «значительный шаг вперед», который может повысить уровень объективности, но не станет абсолютной ее гарантией. Например, принятие решения не одним должностным лицом, а коллегией усложняет возможность прямого административного давления и заставляет арбитров более взвешенно подходить к аргументации. Присутствие налогоплательщика дает возможность лично изложить позицию, ответить на вопросы, сразу представить дополнительные доказательства и услышать аргументы другой стороны, что дисциплинирует все стороны.
  • Еще одна мера – публикация решений, это мощный инструмент для формирования единообразной правоприменительной практики внутри ФНС. При этом нельзя забывать, что арбитры – все те же работники налоговой службы, которые являются частью единой вертикали, что создает риски проявления корпоративной солидарности.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
 
Фото: Максим Стулов / Ведомости