Старая школа: почему владелец сети «Леонардо» Борис Кац борется с маркетплейсами

Кац признает, что столкнулся с крупнейшим вызовом за всю историю бизнеса: он утверждает, что маркетплейсы лишили его 50% покупателей. Компании приходится закрывать магазины: в 2024 году их было 140, сейчас 131. Бизнесмен готовится избавиться от одной-трех точек в Санкт-Петербурге. Закрытие не будет быстрым, так как прекращение договоров аренды занимает много времени. Закрылись магазины и в Москве (в ТЦ «Метрополис»), по одному в Воронеже, Перми, Уфе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде. Закрывать приходится именно потому, что магазины не выдерживают конкуренцию с маркетплейсами, уточняет Кац.

Неудивительно, что он главный публичный оппонент Ozon и Wildberries. Выступая в СМИ, на отраслевых мероприятиях и в своем блоге, бизнесмен последовательно критикует бизнес-модель маркетплейсов и пробелы в регулировании. Распространяться об этом он может часами, но основных тезиса два.

Кац признает, что столкнулся с крупнейшим вызовом за всю историю бизнеса: он утверждает, что маркетплейсы лишили его 50% покупателей. Компании приходится закрывать магазины: в 2024 году их было 140, сейчас 131. Бизнесмен готовится избавиться от одной-трех точек в Санкт-Петербурге. Закрытие не будет быстрым, так как прекращение договоров аренды занимает много времени. Закрылись магазины и в Москве (в ТЦ «Метрополис»), по одному в Воронеже, Перми, Уфе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде. Закрывать приходится именно потому, что магазины не выдерживают конкуренцию с маркетплейсами, уточняет Кац.

Неудивительно, что он главный публичный оппонент Ozon и Wildberries. Выступая в СМИ, на отраслевых мероприятиях и в своем блоге, бизнесмен последовательно критикует бизнес-модель маркетплейсов и пробелы в регулировании. Распространяться об этом он может часами, но основных тезиса два.

Высказывания Бориса Каца отражают реальные проблемы российского ретейла, который проигрывают конкурентную борьбу маркетплейсам, что является следствием конкурентоспособности бизнес-модели маркетплейсов, основанной на применении посреднических договоров (агентских и комиссии)», — комментирует генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.

Такой формат работы совершенно законно дает много преимуществ, соглашаются эксперты. Во-первых, чиновнику физически проще привлечь к ответственности «живой» магазин, чем разбираться в правовых хитросплетениях отношений селлер — маркетплейс, рассуждает Меркулов. Во-вторых, селлеры маркетплейсов действительно массово применяют УСН и экономят на НДС, но это законно и позволяет развивать малый бизнес.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Борис Кац (Фото Юрия Чичкова для Forbes)