Счетная палата потребовала от строителей участков маршрута «Европа — Западный Китай» вернуть в бюджет возмещенный им НДС на сумму более ₽16 млрд. Могли ли строители претендовать на эти деньги, разберется суд.
Счетная палата (СП) потребовала от трех инфраструктурных компаний — «Магистрали двух столиц», Автодорожной строительной корпорации (АСК) и Концессионной компании «Обход Тольятти» (обе контролируются холдингом «Автобан») — вернуть в бюджет часть возмещенного им НДС, рассказали РБК в Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК). СП вынесла этим компаниям представления по итогам проверки, затронувшей строительство и эксплуатацию частей автодорожного транспортного коридора «Европа — Западный Китай», пояснил собеседник РБК в одной из компаний-концессионеров. Все три компании в августе подали в Арбитражный суд Москвы иски к Счетной палате с требованием отменить представления, следует из картотеки арбитражных дел.
В Счетной палате причины вынесенного аудиторами решения не комментируют, сославшись на то, что «материалы проверки носят закрытый характер».
Но суть спора с одной из компаний была озвучена в рамках предварительного заседания в Арбитражном суде, которое состоялось 24 октября. Как заявил представитель АСК, контрольный орган считает незаконным возмещение компании НДС от части суммы капитального гранта, сформированной за счет федеральных субсидий. Общая сумма капитального гранта концессионеру, предоставленного «Автодором», составила 44 млрд руб. Из этой суммы 33 млрд руб. были сформированы за счет средств ФНБ, оставшиеся 11 млрд руб. — за счет федеральной субсидии. СП посчитала, что АСК имеет право возместить НДС только в той части гранта, которая сформирована за счет средств ФНБ.
Подробности претензий СП к «Обходу Тольятти» и «Магистрали двух столиц» в ходе заседания озвучены не были. В «Автобане» РБК рассказали, что Счетная палата требует от АСК вернуть в бюджет 1,74 млрд руб., от Концессионной компании «Обход Тольятти» — 14,3 млрд руб.
Представитель «Магистрали двух столиц» не раскрыл, сколько СП требует к возмещению и на каком основании. Он лишь отметил, что налоговые органы возместили компании НДС в части, профинансированной за счет капитальных грантов, с учетом действующего законодательства и разъяснений Минфина. Использовался ли в гранте механизм субсидий, как это было в случае с проектом АСК, — он комментировать не стал.
Гендиректор компании «Митра» Юрий Мирзоев указывает на то, что по российскому законодательству капитальный грант и субсидия — разные формы бюджетного софинансирования.
Капитальный грант, даже если он сформирован за счет средств, полученных госзаказчиком в виде субсидии, не превращается автоматически в субсидию для концессионера.
Обязательство вернуть НДС в бюджет зависит от того, выделялись ли бюджетные средства концессионеру с учетом НДС или нет. Если с учетом НДС, то Счетная палата права и средства должны вернуть в бюджет. Если без, то правы концессионеры.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Фото: Андрей Титов / Бизнес Online / ТАСС




