Герман Греф заявил, что объем недоплаченных маркетплейсами налогов в 2025 году составит 1,5 трлн руб. Озвученная сумма — это упущенные бюджетом налоги с предпринимателей маркетплейсов, пользующихся налоговыми льготами, или нерезидентов.
18 ноября председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что объем недоплаченных маркетплейсами налогов в 2025 году составит 1,5 трлн руб. По его словам, сегодня маркетплейсы находятся вне налоговой конкуренции, а скидĸи на товары, которые они предоставляют, «это за наш с вами счет». Он отметил, что рынок маркетплейсов не урегулирован, эти площадки фаĸтически остаются вне конкуренции, особенно в вопросе налогов.
По оценке «Сбера», на участников микро- и малого бизнеса на упрощенке, а также на нерезидентов России приходится около 60% оборота маркетплейсов, или 6,8 трлн в 2025 году. Наибольшую выгоду получают участники рынка, вовлеченные в серый импорт, в результате которого не платятся ни таможенные пошлины, ни НДС на импортные товары.
При этом с оценкой «Сбера», что 60% оборота маркетплейсов приходится на упрощенцев и нерезидентов, согласились все опрошенные РБК эксперты. Но как подчеркнул Чумаков, утверждать, что это плохо, неверно. «Подозреваю, что оборот розничных клиентов с УСН и нерезидентов в портфеле крупнейших российских банков такой же, если не больше, но никто же не говорит, что это плохо», — пояснил он.
«В этом нет ничего страшного — наоборот, это свидетельствует, что в России с помощью маркетплейсов развивается малый бизнес», — соглашается гендиректор национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.
Ряд предпринимателей, в том числе не работающих с маркетплейсами, действительно искусственно регистрируются в определенных регионах для налоговой оптимизации. Но данная проблема не связана исключительно с маркетплейсами; налоговые органы уже давно научились бороться с такими схемами, и число таких предпринимателей постоянно снижается.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Фото: Михаил Гребенщиĸов / РБК




