Ответственность бизнеса при продаже технически сложных товаров просят не смягчать

Потребительские организации пытаются убедить депутатов Госдумы отказаться от законопроекта, направленного на борьбу с «потребительским экстремизмом» при приобретении технически сложных товаров. Сейчас, купив некачественные машины или бытовую технику, граждане могут через суд взыскивать с продавцов суммы, кратно превышающие их цену. Это ведет к злоупотреблениям.

Поправки к закону о защите прав потребителей на рассмотрение Госдумы в начале июля 2025 года внес депутат Роман Лябихов. Они нацелены на защиту продавцов технически сложных товаров, перечень которых определен правительством: автомобили, бытовая техника, электроника. Сейчас для такой продукции действуют общие нормы штрафных санкций. Если продавец вовремя не заменит товар или не устранит дефект, суд может обязать его выплатить неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Неустойку за срыв сроков по исполнению обязательств предполагается сократить до 0,1% от цены товара в день, а штраф за неудовлетворение требований потребителя — до 10% от присужденной суммы. Сейчас по общему правилу этот показатель достигает 50%, уточняют в КонфОП. Средства, согласно поправкам, можно будет также выплачивать не потребителю, а в доход бюджета.

Гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев отмечает, что:

Потребители могут пользоваться ошибками продавцов, например отсутствием отметки о гарантийном сроке в документах.

В текущей редакции законопроект защищает только интересы продавцов: символический штраф может привести к злоупотреблениям.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ