На рынке франчайзинга становится все больше судебных конфликтов

Рынок франчайзинга активно растет. Стремясь найти новые инструменты для инвестиций, предприниматели все чаще делают ставку на покупку готовых решений для бизнеса. Обратная сторона этого процесса — рост числа судебных разбирательств. Франчайзи оказываются недовольны полученными вводными или финансовыми результатами бизнеса, а франчайзеры сталкиваются с предпринимательским терроризмом. Эта ситуация может подвести рынок к выработке профильного регулирования.

В январе—мае в России было заключено 3,7 тыс. сделок франчайзинга в отношении 5 тыс. товарных знаков, следует из данных Роспатента. Год к году значения увеличились на 2,4% и 13% соответственно. Рост рынка франчайзинга замедляется, но все же остается устойчивым. За январь—май 2024 года количество зарегистрированных договоров увеличилось на 23% год к году, до 3,6 тыс., представленных в них брендов — на 21%, до 4,4 тыс.

Оборот рынка франчайзинга, согласно Franshiza.ru, в 2024 году вырос на 17%, до 3,72 трлн руб.

Самым растущим направлением на рынке франшиз в первом полугодии, по данным TopFranchise, стали категории автобизнеса и производства. Интерес к ним вырос на 48,6% и 43,6% год к году соответственно. Но чаще всего предприниматели приобретают франшизы в сфере услуг (42% от общего числа), торговых сетей (23%) и заведений общепита (14%).

Обратная сторона роста рынка франчайзинга — увеличение числа споров между сторонами, отмечает гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.

Но чаще попадаются неотработанные бизнес-модели. Речь может идти об изначально завышенных прогнозах доходности либо скрытых платежах. Франчайзи сталкиваются и с недобросовестной рекламой: гарантированную прибыль могут обещать без конкретных примеров.

Повысить прозрачность и доверие на рынке франшиз поможет усиление законодательной базы для защиты обеих сторон. Важным шагом могло бы стать введение сертификации франшиз и обязательства предпринимателей раскрывать реальные показатели по работе точек франчайзи.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ