Рынок франчайзинга активно растет. Стремясь найти новые инструменты для инвестиций, предприниматели все чаще делают ставку на покупку готовых решений для бизнеса. Обратная сторона этого процесса — рост числа судебных разбирательств. Франчайзи оказываются недовольны полученными вводными или финансовыми результатами бизнеса, а франчайзеры сталкиваются с предпринимательским терроризмом. Эта ситуация может подвести рынок к выработке профильного регулирования.
В январе—мае в России было заключено 3,7 тыс. сделок франчайзинга в отношении 5 тыс. товарных знаков, следует из данных Роспатента. Год к году значения увеличились на 2,4% и 13% соответственно. Рост рынка франчайзинга замедляется, но все же остается устойчивым. За январь—май 2024 года количество зарегистрированных договоров увеличилось на 23% год к году, до 3,6 тыс., представленных в них брендов — на 21%, до 4,4 тыс.
Оборот рынка франчайзинга, согласно Franshiza.ru, в 2024 году вырос на 17%, до 3,72 трлн руб.
Самым растущим направлением на рынке франшиз в первом полугодии, по данным TopFranchise, стали категории автобизнеса и производства. Интерес к ним вырос на 48,6% и 43,6% год к году соответственно. Но чаще всего предприниматели приобретают франшизы в сфере услуг (42% от общего числа), торговых сетей (23%) и заведений общепита (14%).
Обратная сторона роста рынка франчайзинга — увеличение числа споров между сторонами, отмечает гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.
Но чаще попадаются неотработанные бизнес-модели. Речь может идти об изначально завышенных прогнозах доходности либо скрытых платежах. Франчайзи сталкиваются и с недобросовестной рекламой: гарантированную прибыль могут обещать без конкретных примеров.
Повысить прозрачность и доверие на рынке франшиз поможет усиление законодательной базы для защиты обеих сторон. Важным шагом могло бы стать введение сертификации франшиз и обязательства предпринимателей раскрывать реальные показатели по работе точек франчайзи.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ