Минтранс подготовил проект закона, регулирующего правила эксплуатации и зоны ответственности в сфере беспилотного транспорта (высокоавтоматизированных транспортных средств, ВАТС).
В текущем виде законопроект о ВАТС устанавливает четкие правила для всех участников рынка, заявил представитель Минтранса: впервые на законодательном уровне будет закреплен понятийный аппарат, права и обязанности всех субъектов регулирования – производителей, владельцев, авторизованных сервисных центров, будут установлены требования к операторам и операторскому контролю и порядок допуска ВАТС на автомобильные дороги.
Согласно новой версии документа, изготовитель транспортного средства (ТС) может понести ответственность за вред, причиненный вследствие ДТП, если причиной стало нарушение ПДД самим беспилотным автотранспортом. Владелец ВАТС будет признан ответственным за ДТП, если он нарушил требования руководства по эксплуатации или внес без разрешения изготовителя изменения в конструкцию ТС.
Авторизованный сервисный центр несет ответственность, если ДТП произошло из-за некачественного техобслуживания или ремонта беспилотного автомобиля, а также из-за невыполнения работ по установке обязательных обновлений программного обеспечения, следует из законопроекта. Оператор дистанционной поддержки будет нести ответственность только в случае неисполнения им собственных операторских обязанностей.
Помимо ответственности в случае ДТП проект федерального закона содержит требования и ограничения по эксплуатации ВАТС, а также обязанности для изготовителей, разработчиков, владельцев и водителей ВАТС, операторов дистанционной поддержки, сервисных центров. В проекте также прописаны требования по техобслуживанию и ремонту беспилотных автомобилей.
Определение ответственности было ключевым и самым сложным вопросом в работе над законом, говорит генеральный директор национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.
Сложность была связана с правовым вакуумом и новой сущностью. Российское законодательство оперирует понятием «водитель» – физическое лицо, управляющее транспортом. Беспилотник может либо не иметь водителя, либо роль последнего сводится к контролю. Необходимо было создать новую правовую фигуру – ВАТС и определить, кто и за что отвечает на всех этапах его использования.
Раньше вопрос был в том, «кто виноват», теперь – в том, «как быстро, точно и законно установить виновного». Наступает не менее сложная фаза – создание механизма реализации этого распределения. Он должен быть справедливым, быстрым и не тормозить развитие технологии.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Фото: Ведомости