Минфин предложил расширить контроль над получателями бюджетных средств
Подход к контролю за получателями бюджетных средств по предложению Минфина изменится, следует из проекта поправок в Бюджетный кодекс. Согласно законопроекту (есть у «Ведомостей»), мониторинг будет распространяться на всех участников системы казначейских платежей – юрлиц, индивидуальных предпринимателей, физлиц – производителей товаров, работ и услуг. Документ был одобрен на правкомиссии по законопроектной деятельности, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к комиссии.
Сейчас мониторинг при открытии лицевых счетов и осуществлении операций с бюджетными средствами распространяется только на участников казначейского сопровождения – прямых получателей средств по госконтрактам, договорам о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций.
Казначейство будет проверять получателей всех госсредств по правилам, которые уже предусмотрены Бюджетным кодексом, – это в том числе сведения о причастности к террористическим организациям, признании банкротом, нахождении в реестре дисквалифицированных лиц. К этому списку предлагается добавить проверку на наличие лица в реестре иностранных агентов. Тогда казначейство может отказать в открытии лицевого счета и запретить осуществлять операции с таким лицом.
В то же время законопроект устанавливает исключения для проведения казначейского мониторинга. Это, например, выплаты физлицам по оплате труда (зарплата, денежное довольствие), а также соцпособий и иных выплат населению, возврат излишне уплаченных платежей в бюджет.В случае принятия закона для получателей средств федерального бюджета нормы вступят в силу с 1 сентября 2026 г., бюджетов субъектов РФ – с 1 июля 2027 г., внебюджетных фондов – с 1 июля 2028 г.
Для издания "Ведомости" Юрий Мирзоев прокомментировал ситуацию:
Прямых случаев субсидирования иностранных юрлиц, особенно зарегистрированных в офшорах, в последние годы не было именно из-за действия общего запрета к БК. При этом есть косвенные механизмы, среди которых специальные инвестконтракты, по которым иностранные инвесторы могут получать налоговые льготы и инфраструктурную поддержку (например, проекты с участием китайских компаний в ДФО), а также госгарантии и льготные кредиты, обеспечивающие поддержку совместных предприятий с иностранным участием.
Упрощение порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций преследует несколько целей, говорит Мирзоев. В частности, такой механизм может обеспечить поддержку критически важных проектов с «дружественными» иностранцами, даже если их юрлица зарегистрированы в офшорах, а также стимулировать импортозамещение в случаях, когда иностранный инвестор готов локализовать производство в России, но использует офшорную структуру для налоговой оптимизации, отмечает он. Кроме того, это может сделать российский рынок более привлекательным для международных инвесторов, уверен Мирзоев.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Фото: Поправки в Бюджетный кодекс, подготовленные Минфином, были одобрены на правкомиссии / URA.RU / ТАСС