Минфин намерен возобновить доступ к закрытым сведениям ЕГРЮЛ

После трех лет последовательного закрытия доступа к базам данных о российской экономике и бизнесе Минфин пытается вернуть прозрачность в госполитику и рыночные отношения там, где это возможно, формализуя раскрытие данных о компаниях, которым санкции уже не угрожают. «Антисанкционный туман» не должен быть сплошным: компании не могут проверить добросовестность контрагентов, инвесторы и кредиторы — устойчивость заемщиков, а госорганы теряют рычаги управления экономикой. По мнению экспертов, изменения не приведут к массовому раскрытию: случаи снятия санкций единичны. Однако и частичный отказ от ограничений в доступе к данным может говорить о начале возврата экономики к рыночной нормальности.

Минфин намерен возобновить доступ к закрытым сведениям единого государственного реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), если оснований для ограничения доступа больше нет. Поправки к закону «О госрегистрации юрлиц и ИП» опубликованы на regulation.gov.ru. В ведомстве считают необоснованным преимущество одних участников хозяйственных отношений перед другими: ограничение доступа к информации в ЕГРЮЛ «вступает в конфликт с интересами бизнеса и госорганов», бизнес не может проверить правоспособность контрагентов, кредиторы и инвесторы — оценить риски, госорганы — проактивно заниматься налоговым, таможенным, антимонопольным и закупочным регулированием, пишут авторы проекта.

Юрий Мирзоев дал комментарий для издания "Ъ":

Потребность в закрытии данных также исчезнет, если компания больше не ведет деятельность в сферах с повышенными рисками (например, в оборонной промышленности или стратегически важных отраслях). Еще один фактор — смена собственников или изменение геополитической ситуации. Поскольку санкционные списки закрыты, эффект от изменений неясен, как и количество открывающихся записей. Такие случаи не единичны в контексте меняющейся санкционной политики и экономической ситуации. Если компании закрывали данные в ответ на санкции 2014 года или позднее, но с тех пор обстоятельства изменились, многие могут больше не нуждаться в защите.

Мнения экспертов о полноте доступа к данным госорганов разошлись.

По закону изъятые из публичного доступа сведения предоставляются госорганам, ЦБ, судам и руководителям организации, которые могут без доверенности действовать от имени юрлица. Юлия Батталова подтверждает, что госорганы имеют право на получение выписки из ЕГРЮЛ о юрлице, поэтому их права на доступ к информации не ущемляются. Кирилл Никитин же утверждает, что не все госорганы имеют полный доступ к этой информации. Кроме того, «закрытие» данных исключает их легальное публичное использование. «У госоргана могут возникнуть проблемы при обращении в суд ввиду невозможности приобщения к материалам дела выписки из ЕГРЮЛ»,— приводит пример господин Никитин.

Закрытые данные мешают госорганам в проактивном регулировании. Формально уполномоченные госорганы (ФНС, ФТС, ФАС) имеют доступ к закрытой информации в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 129-ФЗ). Но ограничения доступа для других участников рынка снижают качество общественного контроля и «прозрачность» бизнеса. Если контрагенты не могут проверить информацию о компании, это затрудняет оценку рисков и может способствовать росту теневого сектора экономики. «Даже когда госорганы имеют доступ к закрытым данным, их использование для публичного анализа, мониторинга и регулирования ограничено, что снижает эффективность работы государственных институтов»

С полным текстом можно ознакомиться по ссылке.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ