Ужесточение контроля за импортом увеличит расходы даже для тех предпринимателей, которые и раньше не использовали серые схемы, а последние сделает крайне рискованными. Как импортерам защитить свою маржинальность?
Правила игры в импортной деятельности меняются: государство продолжает борьбу за обеление этого рынка. Так, в 2026 году правительство собирается поэтапно запустить Национальную систему подтверждения ожидания поставки товаров (СПОТ). Заявленная цель — пресечение «значительного числа случаев уклонения недобросовестных лиц от уплаты налогов», когда поставка из ЕАЭС осуществляется в адрес ликвидированных или фиктивных импортеров, а затем такой товар реализуется через лиц, использующих УСН, без уплаты ввозного НДС.
Внедряемая система предполагает, что импортер до ввоза товара из ЕАЭС будет вносить обеспечительный платеж в сумме, равной величине подлежащих уплате налогов. Если товар в итоге не будет ввезен, платеж будет возвращен.
Гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев указывает на сложности:
- языковой и культурный барьер (переговоры, техзадания, претензии требуют знаний языка или надежного переводчика);
- высокий риск наткнуться на недобросовестного производителя или фабрику-однодневку (с соответствующей необходимостью проверять контрагентов через бизнес-реестры, посещать производство);
- организация логистики и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с нуля, ведь при работе с посредником именно он часто берет на себя доставку — при прямых же закупках нужно заниматься условиями Инкотермс (международные правила, определяющие права и обязанности сторон. — РБК);
- бронирование транспорта, экспедирование, таможенное оформление в Китае и в России;
- минимальный объем заказа — у фабрик, как правило, высокие минимальные объемы, что увеличивает требуемый капитал и риски.
Рекомендую тем, кто хочет перейти на прямые поставки, действовать по следующему алгоритму: тщательно анализировать поставщиков, лично съездить в Китай и познакомиться с возможными поставщиками, нанять или проконсультироваться со специалистами по ВЭД, начать с пробной небольшой партии, а также обязательно прописывать контракт до мелочей (качество, упаковка, маркировка, порядок приемки, санкции за срыв сроков,условия оплаты).
Мирзоев напоминает, что ФТС вправе проверить правильность определения таможенной стоимости и доначислить платежи, если заподозрит, что часть цены была скрыта.
Претензии ФТС могут быть следующие: что декларант занизил декларируемую стоимость товара (в размере расходов на доставку и погрузку). Особенно это характерно для ситуаций, когда доставка раньше была за счет импортера, а потом при той же цене начала осуществляться за счет поставщика.
Если удается переложить стоимость доставки на поставщика, экономия на налогах — скорее сопутствующий эффект по отношению к экономии на транспортировке.
Из предпринимателя, который зарабатывает на торговой наценке и несет все риски, вы превращаетесь в «оптового менеджера по продажам». Это требует других компетенций: поиск и удержание клиентов/поставщиков, ведение переговоров за комиссию. К тому же в ней возникает зависимость от принципала: доход становится комиссионным и напрямую зависит от объемов и надежности партнера.
Такая схема все же подходит ограниченному кругу импортеров: тем, у кого есть экспертные знания рынка, налаженные контакты,но нет капитала для закупок и несения рисков.Например, бывший импортер, который хорошо знает нишу и заводы в Китае, может стать агентом для российского дистрибьютора.
Для большинства мелких импортеров, которые хотят контролировать товар и получать торговую маржу, эта модель менее прибыльна. Она скорее является способом сохранить бизнес в условиях, когда самостоятельный импорт стал рискованным или нерентабельным из-за налогов.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Фото: Сергей Лантюхов / NEWS.ru / Global Look Press




