Брошенный пассажир: как защитить свои права при задержке рейса

В ночь с 19 на 20 июля и до полудня российская ПВО сбила 132 украинских беспилотника, большая часть из них была направлена в сторону Москвы, ПВО также работало в соседних с Москвой областях. Осуществлять полеты все это время было небезопасно, поэтому на фоне закрытия воздушного пространства расписание рейсов в столичных аэропортах серьезно нарушилось.

Похожая ситуация в аэропортах Москвы и других крупных городов России была и на майских праздниках, когда в преддверии празднования 80-летия Победы российские города подверглись масштабной атаке БПЛА. Таким образом, подобная ситуация происходит не в первый раз и может повториться практически в любой момент.

Авиакомпании – такие же заложники ситуации, как и пассажиры: для восстановления расписания они вынуждены ждать открытия воздушного пространства, после, порой ценой немалых усилий, выстраивать сложную логистику отправки задержанных рейсов.

Однако подобные риски – текущая реальность работы авиаперевозчиков, и в ситуациях длительных задержек рейсов пассажиры так или иначе ожидают соблюдения своих прав: предоставления адекватной и внятной обратной связи от перевозчика, воды и питания, размещения в отелях при длительных задержках – размещение в отелях. Однако, по свидетельствам пассажиров, далеко не все авиакомпании соблюдают правила: зачастую люди оказываются брошенными в аэропорту без какого-либо диалога и поддержки со стороны авиакомпании.

Примечательно, что в ходе майского коллапса пренебрежение правами пассажиров, исходя из отзывов самих граждан, в большей степени наблюдалось со стороны иностранных авиакомпаний – некоторые без каких-либо объяснений отменяли рейсы в российские аэропорты и вывозили пассажиров (либо компенсировали стоимость билетов) позже, без какой-либо четкой организации этого процесса. Много подобных жалоб в социальных сетях можно увидеть в отношении «Турецких авиалиний».

В недавнем коллапсе позволили себе пренебречь правами пассажиров, увы, и российские авиакомпании: так, во всяком случае, ситуацию оценивают сами купившие билеты на рейс.

Российское правосудие социально-ориентированное и нередко встает на сторону пассажира. Только вот в споре с иностранными авиакомпаниями даже это может не помочь, отмечает генеральный директор «Национальной юридической компании «Митра», член Совета «Международной ассоциации юристов и консультантов» Юрий Мирзоев.

Механизмы защиты прав пассажиров существуют, но их эффективность зависит от юрисдикции. Российским гражданам сложно добиться компенсации от иностранных авиакомпаний, особенно если они ушли с рынка (что особенно актуально для транзитных пассажиров, пропустивших из-за транспортного коллапса стыковочные рейсы – прим. ред.).

Российские суды часто встают на сторону пассажиров, поэтому я бы рекомендовал обращаться в суд. В случае решения суда в пользу пассажира, проблема может возникнуть при исполнении этого решения, если авиакомпания не имеет активов в России. Для защиты своих прав пассажирам рекомендую оформлять страховки от невылета и задержки рейса. Это наиболее удобный и надежный способ получить компенсацию в случае задержки рейса.

Эксперт напоминает: при задержке рейса пассажир имеет следующие права (пункт 2 статья 108 ВК РФ; пункт 227 Федеральных авиационных правил; пункт 2 статья 13 и статья 15 Закона «О защите прав потребителей»): 

  1. право на отказ от полета. Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и в данной ситуации перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся невозвратным;
  2. право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Так, пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса (если, например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и т.д.);
  3. право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Помимо штрафа пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных ему в связи с такой просрочкой убытков в полном объеме (статья 120 ВК РФ).

При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную, в частности, соответствующими международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика ограничен определенной суммой (п. 1 ст. 1186 ГК РФ; ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 55 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; информация Росавиации).

Но перевозчик может заключить соглашение с пассажирами о повышении своей ответственности по сравнению с вышеуказанными размерами. В таком случае размер ответственности перевозчика определяется на основании данного соглашения (статья 123 ВК РФ).

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Фото: РИА Новости Алексей Филиппов