Налоговая система должна гибко реагировать на изменение конъюнктуры нефтегазового рынка, особенно если в основе поступлений в бюджет лежат нефтяные цены
Перспективы длительного сохранения низких цен на нефть создают предпосылки для пересмотра принципов налогообложения российской нефтяной отрасли, уверены некоторые эксперты в сфере ТЭК и налогового права. Но перенастройка налоговой системы выглядит исключительно сложной задачей, поскольку она должна учитывать несколько разных направлений — наполнение бюджета, создание стимулов для освоения новых запасов углеводородов, удержание доли на экспортных рынках и интересы внутреннего топливного рынка.
Снижать нельзя повысить
По данным регулярного мониторинга экономической ситуации в России, проводимого специалистами РАНХиГС и Института Гайдара, по итогам четырех месяцев 2020 года объем дополнительных нефтегазовых доходов российского бюджета сократился почти вдвое к тому же периоду прошлого года, до 511,2 млрд против 966 млрд рублей. Если за первые три месяца текущего года объем нефтегазовых доходов снизился к аналогичному периоду 2019 года на 1,1% ВВП (до 7% ВВП), то по итогам января-апреля сокращение составило уже 2,2% ВВП. Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в апреле упала до 19,1% против 29,5% в марте.
Начавшееся после возобновления сделки ОПЕК+ восстановление цен на нефть быстро сказалось на углеводородном пополнении бюджета.
Первоначально Минфин РФ рассчитывал, что недополученные нефтегазовые доходы в мае составят 190,1 млрд рублей, хотя фактический показатель оказался существенно меньше — 58,2 млрд рублей. Тем не менее, он значительно превосходит мартовскую цифру (22 млрд рублей), а на июнь Минфин на днях спрогнозировал недополучение 145,5 млрд рублей нефтегазовых доходов.
Но даже если нефтяные цены относительно надолго закрепятся в районе точки отсечения бюджетного правила (42,5 $ за баррель в текущем году), это вряд ли станет серьезным облегчением как для бюджета, так и для нефтяников. Мало того, что Россия взяла на себя серьезные обязательства по снижению добычи в рамках ОПЕК+ — сама по себе существующая система налогообложения отрасли не позволяет рассчитывать на серьезный рост поступлений, а заодно и не стимулирует нефтяников к развитию добычи.
Когда исключений больше, чем правил
Зависимость российской нефтяной отрасли от предоставления налоговых льгот нарастала одновременно с падением качества запасов. «Фейковые запасы» нефти и газа, обнаруженные в представленном недавно Счетной палате анализе воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ в 2015–2019 годах, по большому счету не были секретом и раньше. Главной проблемой в этом документе ведомство Алексея Кудрина назвало несовершенство нормативно-правовой базы.
Существующая регуляторная основа развития отрасли, говорится в отчете, не отвечает современным требованиям, не принят ряд приоритетных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности недропользования, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр.
Как следствие, нефтяникам приходится вновь и вновь лоббировать льготы по своему основному налогу — на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который за последние годы оброс таким количеством «костылей», что его дальнейшая функциональность оказывается под большим вопросом.
«На протяжении 17 лет законодатель вносил изменения и дополнения в формулу расчета НДПИ, и на сегодняшний день его довольно сложно администрировать ввиду значительного числа индивидуальных преференций. Этот фактор является весьма негативным: НДПИ утратил такие важные свойства налога, как простота, гибкость и понятность. Поэтому для стимулирования увеличения нефтедобычи дальнейшее расширение системы льгот по НДПИ нецелесообразно», — считает эксперт по налоговому праву, генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.
По его мнению, отменить часть льгот законодателю так или иначе придется, иначе невозможно будет компенсировать выпадающие доходы бюджета. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, ожидается общее падение доходов бюджета и рост расходов на восстановление экономики от последствий нынешнего кризиса. А во-вторых, по мере нарастания истощенности разрабатываемых запасов природных ресурсов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения в структуре добычи продолжит расти доля месторождений с пониженной эффективной ставкой налогообложения в виде льгот по НДПИ и экспортной пошлине, а также режима налога на добавленный доход (НДД).
Скорее всего, предполагает Юрий Мирзоев, будет отменена часть адресных льгот по НДПИ и экспортной пошлине для нефтяной отрасли. «Какие именно это будут льготы, пока сказать сложно, но стоило бы рассмотреть возможность отмены льготы по НДС (в виде нулевой ставки) для экспорта всех природных ресурсов (нефть, газ, металлы, алмазы, лес, т. д.) в непереработанном виде.Разрешить проблему расширения льгот по НДПИ можно путем введения повышающих коэффициентов для расходов по налогу на прибыль организаций. Данной льготой смогут воспользоваться все предприятия, делающие инвестиции в геологоразведочные работы за свой счет».
Горизонт-2022
Создание более эффективных правил налогообложения для нефтяной отрасли можно рассматривать и как важное условие конкурентоспособности российской нефти на мировом уровне после того, как сделка ОПЕК+ в ее новом формате будет завершена (пока это событие отнесено к 2022 году).
С 2010 года НДПИ зачисляется полностью в федеральный бюджет, и вводить льготы или предоставлять скидки по региональным и местным налогам региональным властям нецелесообразно, напоминает Юрий Мирзоев.
В нынешних экстраординарных условиях, по его мнению, обязательно нужно пересматривать и параметры налогового маневра, так как его проведение в условиях снижения мировых цен на нефть является не вполне обоснованным и приводит только к удорожанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, запуская тем самым дополнительные механизмы инфляции.
«Я бы предложил вообще реализовать „налоговый маневр наоборот“, то есть предусмотреть на среднесрочный период снижение ставок НДПИ с одновременным ростом ставок экспортных пошлин и отмены льготы по НДС (в виде нулевой ставки) для экспорта природных ресурсов в непереработанном виде. Нужно кардинально на долгосрочный период изменить налогообложение таким образом, чтобы компаниям стало выгоднее производить бензин в России, чем продавать сырую нефть за рубеж», — считает Юрий Мирзоев.
Материал взят с официального сайта Нефть и капитал