Нефтяной след «Югры»

Развал империи, которую возглавлял Алексей Хотин, похоронит нефтяной бизнес «Русь-Ойл» и «Дулисьмы»

Уголовное дело против бывшего владельца банка «Югра» Алексея Хотина затрагивает и связанный с его окружением нефтяной бизнес, консолидированный в группу компаний «Русь-Ойл» с годовым объемом добычи порядка 3 млн т. Нефтяные амбиции Хотина еще несколько лет назад простирались вплоть до создания нового холдинга полного цикла, формировавшегося вместе с расширением бизнеса «Югры». Но на пути этих планов встал Банк России, увидевший в «Югре» гигантский «пылесос», который перекачивал деньги своих вкладчиков в активы, связанные с его учредителями. 

19 апреля, в один день с задержанием Хотина по подозрению в хищении 7,5 млрд руб., ПАО «Банк «Югра» в лице своего конкурсного управляющего Агентства по страхованию вкладов заявило о намерении обратиться в арбитражный суд с иском о банкротстве нефтяной компании «Дулисьма». Этой компании принадлежит важнейший актив АО «Русь-Ойл» — Дулисьминское месторождение в Иркутской области, запасы которого на 2016 г. оценивались в 42 млн т нефти. Именно с него Хотин начал выстраивать свою нефтяную мини-империю в 2012 г., когда связанные с ним структуры купили «Дулисьму» за $89 млн у Сбербанка.

Коллекция добычных активов, которые связывались с именем Алексея Хотина, действительно непрерывно пополнялась.

В 2013 г. была куплена 30-процентная доля в Exillon Energy, ведущей добычу в ХМАО и Коми (700 тыс. т нефти в 2016 г.), далее у «Алросы» удалось купить якутскую «Иреляхнефть». В конце 2015 г. стало известно о покупке структурами, близкими к Хотину, компании «Негуснефть» с лицензией на разработку Варынгского нефтегазоконденсатного месторождения в ХМАО с извлекаемыми запасами 20 млн т. Кроме того, в числе малых нефтяных компаний, связанных с Хотиными, назывались «Каюм Нефть», «Матюшкина Вертикаль», «Полярное сияние», «Густореченское», «Юкатекс Югра», «Развитие Санкт-Петербурга».

Кэптивный «пылесос»

Свой бизнес Хотин на протяжении многих лет вел максимально закрыто: в 2016 г., когда он впервые попал в российский список Forbes, не обнаружилось даже его фотографии. Этот стиль Хотин сохранял до самого последнего момента, пока не предстал перед Басманным судом Москвы, отправившим его под домашний арест. Но благодаря банку «Югра» его имя стало широко известно далеко за пределами финансового сектора.

Весной 2017 г., за несколько месяцев до краха, задолженность перед банком нефтяных компаний «Полярное сияние», «Негуснефть» и «Каюм нефть» была переведена на другие юрлица, оказавшиеся в состоянии ликвидации сразу после отзыва лицензии.

В дальнейшем по ряду сделок представители временной администрации заявили, что долги передавались заведомо неплатежеспособному заемщику, потребовав признать сделки недействительными.

Больше года бывшее руководство «Югры» оспаривало отзыв лицензии в судах разных инстанций. Когда все они были проиграны и банк был объявлен банкротом, начался новый этап — посмертного существования. Дальнейшую судьбу его наследства должно определить собрание кредиторов, но заседание, назначенное на 20 марта, не состоялось из-за отсутствия кворума. Дата нового собрания была перенесена на месяц вперед, но 16 апреля Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сообщило, что в его адрес поступают многочисленные обращения кредиторов о возможных злоупотреблениях.

«Заявители указывают на возможность фальсификации доверенностей, а также на выдачу кредиторами доверенностей под безосновательное обещание возврата денежных средств», — говорилось в релизе АСВ.

«Контроль собрания кредиторов дает возможность вести так называемое контролируемое банкротство. В частности, это позволит провести свою кандидатуру на должность конкурсного управляющего, который не будет оспаривать отдельные сделки. Можно также будет определять порядок реализации имущества, заключать мировые соглашения на условиях, заведомо невыгодных для других кредиторов. Иными словами, объем полномочий очень большой. Без контроля над собранием кредиторов банкротство банка „Югра“ может пойти по негативному сценарию для „бенефициаров“, при котором будет происходить оспаривание сделок, осуществляться возврат имущества, ранее выведенного из банка, решаться вопрос о субсидиарной ответственности контролируемых банком лиц и т. д.». - Поясняет генеральный директор Национальной юридической компании „Митра“ Юрий Мирзоев.

О напряженной борьбе за наследие «Югры» свидетельствует еще одно обстоятельство. 17 апреля Арбитражный суд Москвы отказал в ходатайствах «Дулисьмы», настаивавшей на запрете проведения собрания кредиторов «Югры» и подававшей жалобу на действия конкурсного управляющего. Еще спустя два дня оперативники СК РФ и ФСБ задержали Хотина, а в отношении «Дулисьмы» было инициировано дело о банкротстве.

Не о чем жалеть 

Первые признаки кризиса нефтяного бизнеса, который ассоциируется с именем Алексея Хотина, появились уже в 2017 г., когда была отозвана лицензия у «Югры». По данным Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», если в 2016 г. суммарные объемы добычи нефти «Русь-Ойла» составляли 3,2 млн т, то в 2017 г. они едва превысили 3 млн т, а в 2018 г. сократились до 2,7 млн т. Почти половина этой нефти (1,3 млн т) уходила на экспорт через «Дулисьму» и ООО «Полярное сияние».

Материалы взяты с официального сайта "Нефть и Капитал"