Негативные тенденции в применении судами статьи 101 НК РФ

В 8 номере журнала "Налоговед" за август 2015 года была опубликована статья генерального директора Юрия Мирзоева и исполнительного директора Заурбека Ахметова компании "Митра". В ней освещаются: оценка судом процедурных нарушений при проведении налогового контроля и вынесении инспекцией решения по его итогам как формальных противоречит принципам состязательности и диспозитивности. Авторы опасаются распространения такой правоприменительной практики, способствующей пополнению бюджета, но нарушающей право налогоплательщиков на защиту.

Оценка судом процедурных нарушений при проведении налогового контроля и вынесении инспекцией решения по его итогам как формальных противоречит принципам состязательности и диспозитивности. Авторы опасаются распространения такой правоприменительной практики, способствующей пополнению бюджета, но нарушающей право налогоплательщиков на защиту.

Семь-восемь лет назад суды зачастую критически отно­сились к доводам налогоплательщика о несоблюдении инспекциями порядка проведения мероприятий нало­гового контроля и оформления его результатов, сбора доказательств, рассмотрения материалов проверки и со­ставления решения о привлечении к ответственности.

По мнению судей, такие нарушения носят исключи­тельно формальный характер, не препятствуют реализа­ции основных прав налогоплательщика и, соответствен­но, не влекут отмены оспариваемого ненормативного акта.

Ряд налоговедов оправдывали уход судов от при­знания решений налоговых органов недействительны­ми по формальным основаниям. При этом они указы­вали на то, что если судом установлена неуплата налога, то сами по себе процедурные пороки документов не сви­детельствуют о нарушении баланса частных и публич­ных интересов.

Позволим себе не согласиться с этим тезисом. На наш взгляд, несоблюдение инспекцией порядка документи­рования и рассмотрения материалов выездной налого­вой проверки может иметь далеко идущие последствия.

Тем не менее, отдавая должное судам (прежде все­го арбитражным), надо отметить, что решение инспек­ции все же отменялось, когда из него и акта проверки невозможно было установить существо вменяемых на­рушений.

В результате налоговые органы стали составлять акты и решения с относительно адекватной требованиям зако­на мотивировочной частью. Казалось, проблема исчер­пана, а правила игры более или менее определены. Но это только на первый взгляд.

Иллюстрацией «передовой» судебной практики слу­жит дело1, обнаружившее ранее невиданную снисходи­тельность суда к допущенным налоговым органом про­цедурным нарушениям формального характера. Суд настолько преуспел в установлении объективной исти­ны, что вместо проверки решения инспекции на соот­ветствие закону фактически взвалил на себя ее функ­ции и попытался осуществить повторную налоговую проверку.

Суть дела такова. Инспекцией была проведена вы­ездная налоговая проверка Общества - строительной организации по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за 2011 г., по окончании которой со­ставлен акт. В акте проверки не было ссылок ни на один первичный документ. Более того, из его текста невоз­можно было понять, в чем именно заключалось боль­шинство нарушений. В разделе акта, посвященном налогу на прибыль, проверяющие, за исключением отдельных эпизодов, не указали даже, по каким сдел­кам (операциям), контрагентам, объектам строитель­ства они считают те или иные расходы обоснованны­ми или необоснованными. Инспекция ограничилась только констатацией якобы имевших место занижения доходов и завышения расходов. В тексте акта проверя­ющие указали по отдельным видам расходов суммы, ко­торые они сочли обоснованными и, напротив, необо­снованными для целей налогообложения. Причем этот документ не позволял получить итоговые суммы путем простого арифметического сложения доходов и расхо­дов по отдельным эпизодам.

Разумеется, Общество не имело возможности реали­зовать свое право на представление мотивированных возражений на такой акт, о чем прямо указало в соот­ветствующем документе и просило налоговый орган предоставить подробные разъяснения по вменяемым правонарушениям. Это требование инспекция проиг­норировала.

По результатам рассмотрения материалов провер­ки налоговый орган вынес решение о привлечении Об­щества к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этом документе появилась ссылка на некое Приложение № 4А, которое не было вручено налогоплательщику ни с актом проверки, ни с решени­ем (см. текст на полях).

Это не единственное процедурное нарушение нало­гового органа. Так, он назначил рассмотрение матери­алов проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля раньше срока окончания ука­занных мероприятий, не ознакомив с их результата­ми Общество. В нарушение пункта 4 статьи 101 НК РФ инспекция отказалась рассматривать документы, пред­ставленные налогоплательщиком после истечения сро­ка подачи возражений на акт проверки, но до окончания дополнительных мероприятий налогового контроля. Кроме того, она не вернула Обществу оригиналы всех первичных документов после окончания проверки, чем также лишила его права представить мотивированные возражения, и рассмотрела материалы проверки с уче­том дополнительных мероприятий налогового контро­ля, не имея подтверждения об уведомлении руководи­теля Общества о времени и месте их рассмотрения.

В заявлении в арбитражный суд налогоплательщик указал на допущенные инспекцией нарушения и про­сил признать ее решение недействительным полно­стью на основании пункта 14 статьи юг НК РФ. Упор Общество делало на нарушение пункта 8 статьи 101 НК РФ, поскольку это фактически привело к лише­нию его права на досудебную защиту. Не понимая, в чем именно заключаются вменяемые нарушения, оно не могло эффективно защищаться: представить моти­вированные возражения на акт проверки и апелляци­онную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Свои требования налогоплательщик помимо прочего обосно­вывал правовой позицией Президиума ВАС РФ.

Казалось бы, при таких очевидных обстоятельствах суд не мог не учесть того факта, что Общество было лишено возможности представить мотивированные возражения на не отраженные в акте проверки пра­вонарушения. Однако суд первой инстанции (а также апелляционный и кассационный суды, оставившие его решение без изменения) вопреки принципам диспо­зитивности и состязательности, на которые опирается действующее арбитражное процессуальное законода­тельство, решил искать объективную истину. Тем самым судебный процесс по проверке конкретного ненорма­тивного акта инспекции на соответствие закону превра­тился в повторную выездную налоговую проверку.

Суд первой инстанции проигнорировал все доводы Общества о существенных процедурных нарушениях при проведении налоговой проверки, оформлении и рас­смотрении ее материалов. Одновременно, не сумев уста­новить из акта и решения инспекции обстоятельства вме­няемых налогоплательщику нарушений, кроме общих сумм доначислений, суд обязал налоговый орган пред­ставить расчеты с указанием контрагентов, сумм, при­чин налоговых доначислений почти по всем эпизодам.

В последующем более десяти раз откладывались судебные заседания, чем были нарушены часть I ста­тьи 200 АПК РФ и право налогоплательщика на су­допроизводство в разумный срок. Единственная цель при этом заключалась в том, чтобы обеспечить на­логовому органу возможность представить поясне­ния, из которых суд мог бы установить, какие суммы и по каким налогам доначислены Обществу, по каким основаниям, какими документами это подтверждается. Иными словами, инспекция смогла восполнить те све­дения, которые обязательно должны быть в ее акте и ре­шении и отсутствие которых влечет признание такого решения недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В результате в мотивировочной части своего реше­ния суд первой инстанции признал обоснованными до­начисления по совсем иным эпизодам, чем те, что были положены в основу акта и решения налогового органа. При этом суд сослался на пояснения и таблицы, пред­ставленные инспекцией только на стадии судебного об­жалования.

Таким образом, суды в нарушение части 3 статьи 64 АПК РФ опирались на доводы и доказательства, кото­рые налоговым органом ни в акте проверки, ни в оспа­риваемом решении не были отражены. Решение инспек­ции не проверялось на соответствие закону, как того требует часть 4 статьи 200 АПК РФ. Суды, заново ис­следовав материалы проверки, дополнительно пред­ставленные документы и доводы налогового органа, которые ранее не были отражены, вынесли решение по результатам выездной проверки Общества, что про­тиворечит АПК РФ и Федеральному конституционному закону от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Подобное построение судебного процесса, подмена состязательности и диспозитивности поиском судами «объективной истины» нарушили гарантированное ста­тьей 46 Конституции РФ право Общества на судебную защиту. В ходе судебного разбирательства инспекция представляла сначала одни пояснения об обстоятель­ствах правонарушений, а затем, после их опроверже­ния налогоплательщиком, по тем же эпизодам давала суду совершенно иные пояснения, основанные на дру­гих обстоятельствах.

Общество даже на стадии судебного разбирательства было лишено как возможности знать, какие конкретно

правонарушения ему вменяют, так и гарантированно­го законом права на судебную защиту. Подтверждени­ем служит мотивировочная часть решения суда, в кото­рой суммы и правонарушения по одним эпизодам взяты из более ранних пояснений налогового органа без учета последующих вариантов. В других же случаях принима­лись во внимание более поздние пояснения инспекции, без учета изначально занятой ею позиции. При этом суд не привел мотивов и не указал критериев, которыми он руководствовался при оценке противоречивых поясне­ний налогового органа.

Примечателен тот факт, что вышестоящие суды про­игнорировали доводы Общества даже в части тех эпи­зодов, по которым налоговый орган вновь изменял в отзывах на жалобы основания доначислений, суммы и контрагентов уже в судах апелляционной и кассаци­онной инстанций, чем фактически указывал на ошибоч­ность решения суда первой инстанции в соответствую­щей части.

Позицию судов по комментируемому делу пока нельзя признать типичной. Но с учетом того, что чис­ло примеров «пробюджетной» правоприменительной практики отдельных судов растет, уместно поделиться опасениями о распространении аналогичного подхода к разрешению налоговых споров. На фоне бюджетного дефицита и сокращения налогооблагаемой базы появ­ляется соблазн решать задачу пополнения казны, взяв за основу опыт данной инспекции.

Кроме того, катализатором для увеличения количе­ства подобных судебных актов, вероятнее всего, может стать правовая позиция Конституционного Суда РФ, которая позволяет налоговому органу представлять уже на стадии судебного обжалования доказательства, ранее не раскрытые налогоплательщику (не отражен­ные и не описанные в акте проверки и решении инспек­ции). Применительно к таким актам и решениям, в ко­торых существо правонарушения не раскрыто вовсе или раскрыто частично, эта позиция КС РФ позволит  в удобный для инспекций момент изменять основания, обстоятельства и квалификацию налогового деликта, а также будет способствовать появлению института су­дебного расследования налоговых правонарушений.

Действительно, зачем налоговому органу утруждать себя сбором доказательств, подробно описывать в акте проверки вменяемые правонарушения, на которые на­логоплательщик может представить мотивированные возражения и тем самым снизить суммы доначисле­ний? Гораздо проще подтверждать законность и обосно­ванность своего решения постфактум в суде, подгоняя с учетом позиции налогоплательщика обстоятельства под отраженные в решении общие суммы заниженных доходов или завышенных расходов.

Поступая таким образом, инспекции вполне могут добиться того, что процент выигранных у налогопла­тельщика дел возрастет со «скромных» 78% в первом квартале 2014 г. до 100% в самое ближайшее время. Но не приведет ли это к спаду деловой активности бизнеса и, как следствие, сжиманию налогооблагаемой базы? Можно ли обходить конституционные гарантии прав налогоплательщика, обеспеченные налоговым и процессуальным законодательством, а также Консти­туцией РФ, преследуя благую цель установления «объ­ективной истины» и пополнения бюджета?