Реформа Третейского разбирательства: от Третейских судов к арбитражным учреждениям

В номере журнала "Вестник Торгово-промышленной палаты Краснодарского края" (№2 2016 г.) опубликована статья руководителя практики частного права ООО "Национальная юридическая компания "Митра" Константина Сердюкова.

Окончание 2015 года ознаменовалось для юридического сообщества ключевым этапом инициированной еще в конце 2012 – начале 2013 годов реформы третейских судов – подписанием 29 декабря федеральных законов, определяющих новые правила создания и функционирования третейских судов в России. Речь идет о Федеральном законе № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитраже), который заменит действующий Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 102-ФЗ (далее – Закон о третейских судах), а также Федеральном законе № 409-ФЗ, вносящем изменения в Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», АПК РФ и ГПК РФ и в другие нормативно-правовые акты. Подготовка и прохождение проектов этих законов в парламенте сопровождалась пристальным вниманием специалистов и активными обсуждениями предлагаемых новелл на различных дискуссионных площадках. Обсуждались и способы борьбы с «карманными» третейскими судами,  критерии арбитрабельности споров и, конечно же, пределы вмешательства государства в отношения, связанные с функционированием негосударственных судов.

Одним из основных изменений законодательства о третейских судах является переход от уведомительного к разрешительному порядку создания постоянно действующих третейских судов и ужесточение требований к организации, при которой создается третейский суд.

Ныне действующий Закон о третейских судах предусматривает возможность образования постоянно действующего третейского суда при любой организации – юридическом лице, за исключением федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом для создания третейского суда достаточно принять решение о его образовании, утвердить положение о суде и список третейских судей, а также направить в компетентный суд по месту нахождения третейского суда копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда. Никаких иных требований к порядку образования постоянно действующего третейского суда Закон о третейских судах не предъявляет.

Вступающий в силу с 1 сентября 2016 года Закон об арбитраже предусматривает более строгие правила. Прежде всего, постоянно действующие арбитражные учреждения – организации, призванные заменить ныне существующие постоянно действующие третейские суды, – могут создаваться только при некоммерческих организациях. Закон отдельно оговаривает недопустимость создания арбитражных учреждений федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, адвокатскими образованиями, федеральной и региональными адвокатскими палатами, нотариальными палатами, а также создание одного арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях.

Вместе с тем статуса некоммерческой организации для создания и функционирования постоянно действующего арбитражного учреждения недостаточно. Такое учреждение приобретает возможность осуществлять свою деятельность лишь при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Это право предоставляется актом Правительства РФ, принимаемым на основании рекомендации нового органа – Совета по совершенствованию третейского разбирательства, создаваемого при Министерстве юстиции РФ.

Особого внимания заслуживает вопрос о критериях, которым должна соответствовать некоммерческая организация, для получения права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Закон об арбитраже предусматривает, что такое право может быть предоставлено лишь такой некоммерческой организации, репутация которой, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников) позволят обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения его создания и деятельности, осуществление этой организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в России.

Даже если учесть состав Совета по совершенствованию третейского разбирательства, включающий в себя представителей органов государственной власти (не более трети состава Совета), общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, юридического, научного и предпринимательского сообщества, иных лиц, едва ли будет возможно избежать субъективизма при оценке репутации некоммерческой организации и масштаба ее деятельности.

Кроме того, образование постоянно действующего арбитражного учреждения и получение им возможности осуществления деятельности по администрированию арбитража (третейского разбирательства) сопряжено с выполнением ряда других условий.

Во-первых, постоянно действующее арбитражное учреждение должно иметь сайт в сети «Интернет», на котором подлежит размещению информация о нем.

Во-вторых, уполномоченные органы некоммерческой организации, при которой создано арбитражное учреждение, должны принять правила постоянно действующего арбитражного учреждения. Эти правила подлежат размещению на сайте арбитражного учреждения и депонированию в Министерстве юстиции РФ. Последнее должно быть особым образом уведомлено о размещении правил на сайте арбитражного учреждения.

Наконец, арбитражное учреждение должно вести и размещать на своем сайте рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из тридцати человек, не менее трети которых должны иметь присужденную на территории России ученую степень по научной специальности, входящей в перечень, утверждаемый Министерством юстиции РФ на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, а не менее половины – обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или арбитров в третейских судах (арбитраже), судей федерального суда, регионального конституционного (уставного) суда, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров.

Общая и в целом безрадостная по причине излишней регламентированности картина порядка образования постоянно действующего арбитражного учреждения в скором будущем будет дополнена подзаконными актами, принятие которых прямо предусмотрено Законом об арбитраже. В частности, Правительство РФ должно установить порядок принятия акта о предоставлении права на осуществление функций арбитражного учреждения, а Министерство юстиции РФ – утвердить положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства, перечень документов, представляемых для рассмотрения указанным Советом вопроса о выдаче рекомендации о предоставлении права на осуществление функций арбитражного учреждения, порядок их рассмотрения, а также порядок депонирования правил арбитражного учреждения и порядок направления уведомления о размещении правил на сайте арбитражного учреждения.

Таким образом, предусмотренный Законом об арбитраже порядок образования постоянно действующих арбитражных учреждений свидетельствует об ужесточении государственного контроля над созданием и деятельностью третейских судов и стремлении подробно регламентировать деятельность негосударственных судов. Вместе с тем такой подход таит в себе ряд опасностей, главная из которых заключается в устранении преимуществ третейского разбирательства и, как следствие, в исчезновении самих третейских судов. В связи с этим будет не лишним вспомнить слова известного отечественного дореволюционного исследователя торговых третейских судов А. Ф. Волкова, написанные им по итогам исторического исследования института третейского суда: «…Третейские суды могли успешно функционировать только тогда, когда они организовывались на основании свободного волеизъявления сторон и когда государство не старалось подробно регламентировать относящиеся сюда частно-правовые нормы. Как только государство начинало оказывать третейским судам преувеличенное внимание, в смысле ли наделения их особыми привилегиями, или в смысле обставления излишними формальностями, то институт сам собою исчезал и прекращал свою деятельность». 

Руководитель практики частного права ООО "Национальная юридическая компания "Митра" 
Константин Сердюков

Материалы взяты с медиа-портала журнала ТПГ Краснодарского края "Вестник"