Деофшоризация мимо цели: бизнес не готов возвращаться из заморских гаваней

Недавнее решение России изменить условия налогового соглашения с Кипром, усложнив процедуру вывода средств российских компаний в эту юрисдикцию, вряд ли станет серьезной победой в идущем уже несколько лет процессе деофшоризации отечественной экономики. Как отмечают эксперты в области налогообложения и корпоративного права, российские компании чаще используют Кипр и другие зоны с льготными налоговыми режимами не для ухода от налогов или их минимизации, а для того, чтобы защитить свой бизнес от недружественных действий в России. Поэтому усилия властей по деофшоризации не принесут серьезных результатов, пока в России принципиально не улучшится ситуация с гарантиями прав собственности, что в принципе невозможно без реальной независимости судебной системы страны. Соглашение между правительством РФ и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенное в кипрской столице Никосии 5 декабря 1998 года, на протяжении многих лет было без преувеличения одним из краеугольных камней российской экономики. Документ позволял российскому бизнесу беспрепятственно, без уплаты налогов в России выводить в кипрскую юрисдикцию прибыль, дивиденды и прочие финансовые потоки, которые затем частично возвращались обратно — уже в виде «иностранных инвестиций» того же самого российского бизнеса.

Рекордный объем таких инвестиций — порядка $ 20,4 млрд — имел место в 2008 году. После 2014 года, когда российские власти открыто взяли курс на деофшоризацию экономики, в целом наблюдается чистый отток кипрских инвестиций: за весь последующий период они вышли в плюс только в 2017 году ($ 8,67 млрд). В прошлом году на Кипр из России ушло более $ 14,5 млрд, пришло $ 8,1 млрд прямых инвестиций, то есть чистый отток капитала составил $ 6,4 млрд. Для вывода капиталов активно использовались и другие юрисдикции — Нидерланды, Мальта, Люксембург и т. д., благо соглашения об избежании двойного налогообложения у России заключены более чем с сотней стран. В результате, подсчитали год назад эксперты Bloomberg Economics, в 1994—2018 годах из России были выведены активы в объеме от $ 750 млрд до $ 1 трлн. В 2018 году на Кипр было выведено 1,4 трлн рублей, а в прошлом году — уже 1,9 трлн рублей, утверждает Егор Мощенко, финансовый консультант в сфере сопровождении офшоров. Очевидно, что планы по деофшоризации российской экономики зашли в тупик, и в своем выступлении 25 марта Владимир Путин заявил, что в отношении вывода средств в налоговые гавани будут приняты более решительные меры, предложив отменить льготные налоговые ставки «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета». «И начнем мы с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения», — заверил президент России.

Первым шагом в этом направлении стало предложение Минфина РФ денонсировать российско-кипрское соглашение 1998 года, и в начале августа об этом было объявлено как о практически свершившемся факте. «В июне—июле этого года мы вели переговоры с кипрскими коллегами касательно пересмотра соглашения во избежание двойного налогообложения между Россией и Кипром, с тем чтобы уже с 1 января следующего года большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр стали бы облагаться налогом у источника по ставке 15%. К сожалению, сегодня надо признать, что переговоры не дали результата», — прокомментировал эту инициативу заместитель министра финансов Алексей Сазанов. Но всего через несколько дней стало известно, что договориться с Кипром все же удалось — российское предложение в части увеличения «налога у источника» (то есть в российской юрисдикции) до 15% в отношении дивидендов и процентов было принято.
Поправки вступят в силу с января 2021 года. Прежние условия налогового соглашения с Кипром позволяли снизить налог на выплаты дивидендов в пользу резидентов Кипра из России до 5 или 10%, и до 0% на проценты по займам.

Следующей на очереди оказалась еще одна популярная «налоговая гавань» — Мальта. Несколько дней назад Минфин РФ сообщил, что с ее властями согласован проект протокола об изменениях в Конвенции между правительством РФ и правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года. Условия корректив идентичны — предполагается «повышение ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов до 15% с исключениями в отношении ограниченного списка институциональных инвестиций». Соответствующие предложения уже направлены Люксембургу и Нидерландам.

«Изменение налогового соглашения России с Кипром — это первый шаг, направленный на предотвращения регулярного оттока огромных средств из страны. С этой точки зрения,  данное решение можно только поприветствовать, поскольку этот отток давно необходимо жестко пресекать. Кипр,  долгое время выступал для российского бизнеса офшорной гаванью номер один, куда выводились деньги, а затем заводились обратно в Россию в виде «иностранных инвестиций», на втором месте по значимости для таких операций находились Нидерланды», - комментирует недавнее решение генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.

Проблема не только в том, что офшоры российский бизнес использует как налоговые гавани, чаще всего основная цель офшоров — это именно создание безопасных условий для бизнеса. В этом, Россия принципиально отличается от многих развитых экономик, которые тоже, безусловно, страдают от офшоров, особенно при наличии прогрессивных систем налогообложения: в России по-прежнему очень плохо налажена защита прав собственности, и это заставляет предпринимателей выстраивать свой бизнес с использованием офшорных структур". 

В контексте предложения ввести фиксированный сбор в объеме 5 млн рублей для владельцев КИК изменение соглашения с Кипром выглядит двойственным решением, полагает Юрий Мирзоев. Тем самым, с одной стороны, государство подтверждает готовность углублять процесс деофшоризации, а с другой, для относительно крупного бизнеса появляется легальная возможность заплатить вмененный налог и продолжать владеть иностранными компаниями.

«По некоторым оценкам, выгода здесь появляется при обороте компании от нескольких десятков миллионов рублей, поэтому, скорее всего, разрыв соглашения с Кипром коснется небольших офшорных структур, которых на самом деле много, а администрировать налоги от них сложно. Но крупный офшорный капитал, наоборот, может получить дополнительное преимущество», -  отмечает генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.

Материал взят с официального сайта EurAsia Daily