Злоупотребления налоговых органов при применении норм о "Трансфертном ценообразовании"

С 2012 г. вступил в силу новый раздел V.1 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), который специалисты именуют как "Трансфертное ценообразование". Теперь положения статей 20 и 40 НК РФ применяются исключительно к сделкам, доходы и расходы по которым признаны до 2012 г. Что же касается нововведений, введенных в раздел V.1 НК РФ, то при ознакомлении с ними многие налоговые консультанты сделали выводы, что:

- с 2012 г. большинство организаций и предпринимателей могут не опасаться налогового контроля рыночности цен по сделкам, совершенным после 2012 года;

- теперь под ценовой контроль в основном подпадает очень крупный бизнес (крупнейшие налогоплательщики и холдинги);

- проверять цены будут сотрудники только ФНС.

Между тем, в официальных разъяснениях Минфина РФ и ФНС РФ явственно прослеживаются намерения проверять в рамках выездных и камеральных проверок цены по любым сделкам, которые покажутся им подозрительными.

в октябре 2012 г. Минфин Росии выпустил два разъяснения о порядке проведения налогового контроля в отношении контролируемых и иных сделок между взаимозависимыми лицами (Письма от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, от 26.10.2012 N 03-01-18/8-149). Федеральная налоговая служба довела эту позицию до террриториальных налоговых органов, чтобы те использовали ее в своей работе (Письмо ФНС России от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18615).

Для эффективной борьбы с манипулированием ценами чиновники условно выделили две группы сделок между взаимозависимыми лицами.

К первой отнесены операции, признаваемые контролируемыми в силу НК РФ (ст. 105.14 НК РФ). Проверять цены по таким сделкам уполномочена только ФНС РФ. Тогда как территориальные инспекции в рамках камеральной или выездной проверки не вправе осуществлять такой контроль (ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, в случае выявления контролируемой сделки, они обязаны уведомить об этом ФНС (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Ко второй группе финансисты отнесли "иные сделки между взаимозависимыми лицами", в отношении которых предложили инспекторам, в рамках камеральных и выездных налоговых проверок, проверять цены по операциям, не содержащим признаков подконтрольности, установленных НК РФ. Такое указание означает, что под проверку может попасть любая сделка, совершенная налогоплательщиками при условии, что ее сторонами являются взаимозависимые лица. Чтобы выявить налоговую выгоду, инспекторы будут анализировать цену на предмет ее соответствия рыночной, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ. В случае выявления отклонения примененных цен по сделкам взаимозависимых лиц от рыночных - налоговые органы вправе продавцам доначислять налоги исходя из рыночных цен, а покупателям отказывать в признании их в налоговом учете расходов и вычетов по НДС по данным сделкам.

Подобные действия налоговых органов неминуемо приведут к спорам, в которых налогоплательщикам уже в суде придется доказывать свою правоту, что в отсутствии сложившейся судебной практики по данному вопросу, является фактором, который приводит к большим налоговым рискам для предприятий малого и среднего бизнеса и способствует ухудшению инвестиционного климата в Российской Федерации, а также снижению деловой активности.

Между тем, считаем, что Минфин и ФНС РФ, давая вышеперечисленные разъяснения, явно злоупотребляют своими правами и присваивают территориальным налоговым органам полномочия по контролю над ценами между всеми взаимозависимыми лицами, которых они фактически были лишены с 2012 года с вступлением в силу Федерального Закона № 227-ФЗ от 18.07.2011.

Проведем анализ норм "О трансфертном ценообразовании", введенных Федеральным Законом № 227-ФЗ от 18.07.2011.

Так, согласно п. 2 ст. 105.3 НК РФ, определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных гл. 14.3 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определеннии налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной стороны сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору вобласти налогов и сборов, не доказано обратное, либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с п. 6 настоящей статьи. То есть положением п. 3 ст. 105.3 НК РФ устанавливается презумпция соответствия цены договора уровню рыночных цен и возможность доказательства обратного возможно лишь ФНС России, путем проведения самостоятельной проверки.

В случае выявления занижения сумм, указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ налогов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).

В п. 1 ст. 105.17 НК РФ содержатся следующие положения: " Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам, не может быть предметом выездных и камеральных проверок".

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1) Не может быть предметом выездных и камеральных проверок, проводимых территориальными налоговыми органами контроль над соответствием цен, примененных между взаимозависимыми лицами рыночным;

2) Контроль цен проводится лишь в отношении сделок, признаваемых контролируемыми;

3) Контроль цен может быть предметом лишь самостоятельной проверки, проводимой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.